Яма и нияма или что значит жить по совести?
Мудрец Патанджали примерно во втором веке до н.э. написал небольшой текст, который содержит 196 сутр “Йога-сутры”. Он пишет о восьмеричном пути йоги и называет это – аштанга-йога. Яма нияма является первыми ступенями в этом тексте. Яма и нияма – это морально-этические принципы или как жить, по совести, в ладу с природой. Для большинства людей живущие в концепции “бери от жизни всё” не допустимы эти понятия. Для людей, которые встали на путь йоги эти принципы становиться краеугольным камнем, фундаментом, так как являются важными ступенями на пути развития человека. Эти положения не следует понимать догматически, но следует всегда помнить - что, двигаясь по пути саморазвития, человек, не соблюдающий эти принципы, может быть раздавлен, все возрастающими силами.
Первая ступень йоги – Яма. Включает в себя пять принципов:
1. Ахимса - отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку в мире.
2. Сатья - отказ от лжи, в первую очередь от самообмана.
3. Астейя - отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит.
4. Брахмачарья - сдержанность, отказ от потакания своим страстям, чувственным, сексуальным желаниям и слабостям.
5. Апариграха - ненакопительство.
Вторая ступень йоги – Нияма. Включает в себя пять принципов:
1. Шауча - означает чистоту сознания и тела. Имеется в виду чистота в окружающем человека мире, чистота тела и одежды, а также чистота сознания, мыслей, чистота внутреннего мира человека.
2. Сантоша - спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть.
3. Тапас - постоянная, упорная тренировка. Аскетизм и самодисциплина.
4. Свадхьяя - Человек должен читать и усваивать смысл великих книг и писаний, написанных духовно продвинутыми людьми. Много читать без должного понимания не значит следовать принципу. Этот принцип важен тем, что устанавливает контакт с великими людьми и вдохновляет нас продолжать усилия на пути самопознания (самообразование).
5. Ишвара Пранидхана - Посвящение заслуг Всевышнему.
Многие выдающиеся практики на своём пути понимали важность ямы ниямы. Без первых ступеней полноценное развития невозможно. Это все равно что строить дом без фундамента. Такое строение долго не простоит и под своими обломками может нанести вред не только владельцу строения, но и окружающим. В древних писания говорится о том, что не всегда занятие йогой приводит к положительным результату. Иногда люди занимаясь йогой превращаться в демонов. Пример тому рассказ о Равана. Он достиг в йоге всего что можно было достичь, собрал все возможные благодарности от богов. Равана в итоге превратился в демона, который правит очень жёстко огнём и мечем. В итоге он завоевал все меры, всячески принуждать богов. Был, мягко говоря, не хорошим товарищем)) Вот к чем может привести йога без каких-либо нравственных основ. Конечно, это крайний пример, того, как без этически нравственных принципов человек использует возросшею силу во вред живым существам. Во избежание таких инцидентов учителя не давали какие-либо серьёзные учения ученикам, не овладевши первыми ступенями йоги.
Йога по-взрослому. Яма и нияма
Яма и нияма. С чего начинается йога?
Йога по сути. ЯМА и НИЯМА для воинов. Андрей Верба
Практика по УСПОКОЕНИЮ УМА. Первые шаги. ЯМА и НИЯМА. Анастасия Исаева
Яма и Нияма: 10 этических правил в жизни и практике. Александра Штукатурова
Автор М.Е.